Апрель 2022.
После публикации главы
"Характер Бога", решил написать продолжение. Мне сказали, что в главе
не была до конца раскрыта тема, каков именно характер у Бога. Правда, главным
было не совсем про это. Мне хотелось поделиться самим открытием, что у Бога
Всемогущего он ЕСТЬ, и что Характер Бога имеет определённый стиль. Видимо, не
получилось донести мысль, что Безупречность может иметь определённое выражение
Себя, которое может быть одним из множества возможных выражений! И это ещё
вопрос, только ли выражение?! Попробую привести другие слова и аналогии.
Например, это, как из золота сделать некое особенное украшение в определённой
манере, где форма украшения будет иметь значение, олицетворяющее золото. Как
будто, существует только одна из множества форм, выражающая золото.
Конечно, такое не применимо к
обычному золоту, поскольку все знают, что форма вторична, и форм может быть
множество. Но, если бы лишь одна была избрана, все другие остались бы просто
разнообразными формами. Причём, избранная форма тоже стала бы частью
разнообразия, но была бы самой подходящей. Тогда все созданные украшения из
золота имели бы разную степень соответствия эталонному изделию, и претендовали
бы на свою уникальность только, как подобие. Так не принято в искусстве:
художники и ювелиры заняты созданием уникальных форм украшений, не связанных с
выражением Сути золота. Такая форма никому не известна, может, такой и нет, а
может, её кто-то уже создал, но никто не знает об этом. Золото в данном случае
лишь пример.
Шри Матаджи иногда использовала
примеры, которые невозможны в физическом Мире. Как, например, разделение
кристалла на его ядра и грани. Так и с Богом-Золотом: представим, что среди
множества форм, выражающих Его красоту, есть одна, идеально подходящая этому
самому Золоту, выражающая именно Его, как таковое. И эта форма «выбрана» самим
Золотом! Осознание того факта, что подобное может быть отнесено к Богу
Всемогущему, имеет не меньшую взрывную силу для Сознания, чем озарение, что Бог
существует! Становление вживую Знанием, что Бог существует, - очень особенное
событие! Оно подобно внутреннему взрыву, появлению Света, которого человек ещё
не видел. Многие люди верят в существование Бога только ментально или
эмоционально.
Становление Знаниями,
дарованными нам Шри Матаджи, происходит постепенно. А Знаниями, добытыми
самостоятельно, мы становимся быстро, иногда мгновенно. Можно без преувеличения
сказать, что это - Живое внутреннее перевоплощение, перерождение Себя.
Внутренние «взрывы», или скачки, Сознания, изменяют его навсегда! Это подобно переходу
через мост, когда в начале, и на середине пути, мы не имеем ещё фактического,
Живого Знания другого берега, а владеем только информацией о нём. Мы принимаем
теоретические знания во внимание, можем хранить их десятилетиями, апеллируем к
ним, но не становимся ими вживую. Настоящее Становление Знанием - это
необратимое изменение Себя! И это - абсолютное отсутствие сомнений даже на
интуитивном уровне, который тоньше ментального, тоньше убеждения, самовнушения
или веры.
Видимо, открытие, что у Бога
Всемогущего есть индивидуальный Характер, выражающийся не в виде чего-то
абсолютного, а своеобразный, один из множества, озарит каждого искателя
индивидуально и в своё время. Однако, и понимание особенностей этого
Божественного Характера, главенствующего над всем, будет очень и очень полезно
для искателей. Особенно для тех, кто склонен к безупречному, до крайностей,
проявлению себя в этой жизни... Но вернусь на тридцать три года назад, в то
время, когда моё человеческое Сознание впервые испытало необратимые изменения.
Хорошо помню, как пришло первое осознание, что Шри Матаджи является
Инкарнацией! Сам по себе тот факт, что перед тобой Бог в человеческом теле...
Это было чем-то невероятным для моего человеческого ума! Ведь, это то же самое,
что видеть своими глазами Христа, зная, Кто Он! Это было ещё не слишком
глубокое осознание, но, тем не менее, каким-то образом многие из нас
почувствовали Кто перед нами!
Конечно, мы все пребывали тогда
и в некоторой иллюзии, ведь, Мать общалась с нами, как обычный человек. Тем не
менее, мы были свидетелями Пришествия Бога, и Какого Пришествия! В Мир пришла
Инкарнация, Которая содержит в Себе все существующие Божественные Инкарнации!
Но, Знание об этом, и осознание этого, приходит много позже. А вначале,
Сознание пыталось вместить величайшее Событие, наблюдаемое человеческими
глазами: явление Богини в человеческом теле! Хорошо помню, как после первого
осознания я ждал очередного приезда Матери. Мне хотелось скорее увидеть,
уловить и запомнить каждое движение Шри Матаджи! Хотелось понять, как именно
Бог делает всё то, что делаем мы, люди, в повседневной своей жизни. Наивно
думалось, что Бог должен быть идеален во всём: Он не может ошибаться,
спотыкаться, идти не туда, что-то ронять из рук...
И, когда я увидел, что у Матери
всё наоборот, то есть, всё, как и у нас, во мне начало зарождаться новое
понимание о Боге и о многом другом. Нет, каких-либо сомнений, что Она не
Инкарнация, совершенно не было. Просто хотелось понять, почему так, и каков же
Бог, каков Его стиль? Именно про характер тогда как-то не думалось. Мне
захотелось сравнить, насколько мы далеки или близки к Божественному Стилю.
Конечно, нетрудно было принять, что, раз Мать-Богиня приняла Своё человеческое
рождение в индийской семье, в индийской культуре, значит, у Неё должны быть и
соответствующие черты лица, телосложение, характер и манера поведения.
Например, соблюдение индийских традиций, ношение национальной одежды и так
далее. Это, ведь, естественно: если Бог избирает для Своего воплощения
определённый народ, то в стиле поведения должны быть его традиционные
черты.
Эту иллюзию мы легко
преодолели. Такие черты присущи и каждому из йогов, родившемуся в той или иной
культуре. Для Духа не имеет значения, какой национальности телесная оболочка.
Культура, традиции, генетика народа важны при духовном пробуждении, однако, не
очень сильно. Это больше нечто вспомогательное. Люди, которые отождествляют
себя с такой условностью, поистине ещё очень незрелые! Но, Мать проявляла ещё и
обычный человеческий стиль, который должен быть близок любому человеку,
независимо от его национальности. И это было самым ценным, поскольку нам
представилась возможность точно понять: по каким правилам нужно жить человеку,
какие искажения приобрело человеческое общество, какие условности «хорошие», а
какие - нет, и так далее…
У нас появилась возможность
видеть в качестве примера Сам Источник, а не следовать за идеями, рождёнными в
умах богословов. Существует огромное разнообразие народов, и ещё больше
традиций, правил, обрядов, стилей поведения... Это при том, что все люди очень
похожи друг на друга по своей форме и выражению. Мы одинаково смеёмся,
одинаково грустим и так далее. Значит, все мы должны быть похожи и в чём-то
основополагающем. Но, именно этого в нас нет. У людей разный подход ко многим вещам,
и особенно, к вопросам религиозным. Искусственно создано множество теорий,
домыслов, сказок и откровенно ложных представлений о смысле жизни, о Боге, о
поклонении, о предназначении людей, и о многом другом. Например, в некоторых
религиях не признаётся перерождение Души, хотя сама Душа признаётся… И подобной
путаницы достаточно много.
Люди даже воюют из-за того, что
верят в разных Богов, что до невозможности абсурдно. Люди убивают, враждуют, и
не принимают тех, кто тоже верит в Бога, но в какого-то другого. При этом,
почти все говорят, что Бог един, абсолютно не понимая, что это такое.
Отсутствие Чистых Знаний, неспособность различать Истинные Знания от вымыслов,
привели к тому, что искатели то и дело попадают в различные ловушки,
расставленные ложными учителями, выдававшими, или выдающими сегодня себя за
"Знающих" о Божественном. Этому должен наступить конец! В том числе и
поэтому, Инкарнация Шри Ади Шакти выражает не один, отдельный Аспект Бога, а их
совокупность, как Одно Целое, содержащее в себе все части. И сам искатель в
нынешнее время готов к реализации себя, как отражателя Целого, то есть,
Бога.
Когда я видел совпадения, что к
каким-то вещам у меня такое же отношение и понимание, что и у Шри Матаджи, то
очень был рад этому. Мне было приятно, что некоторое верное понимание во мне
присутствует. Что-то я утерял, в силу общения с людьми, ложно приняв взгляды
слепого общества. Поэтому, как только я находил подтверждения правильности
своего утерянного понимания, то возвращал всё обратно. Таким образом, Шри
Матаджи вернула многое в моём Сознании на место. Впрочем, то, что моя личность
изначально была с выраженным эго и недостатками, тоже хорошо было видно. Это
невозможно было не заметить. Повезло, что имеющиеся недостатки не повлияли на
главное - на рост Духовный. Это похоже на предопределение: будто, заранее было
известно, что цель будет достигнута, несмотря ни на что. Как машина, у которой
немного троит двигатель, но она едет. И водитель знает, что машина дотянет до
конца поездки.
Думаю, что со временем, многие
из йогов стали понимать и копировать Характер Матери. Чем глубже становилось
Сознание, тем больше раскрывалось нюансов и особенностей Божественного Стиля.
Мне не хотелось бы много об этом говорить, но у наших Божественных Родителей
есть одна особенность Характера, без знания которой искателям весьма трудно
будет познать Бога. Шри Матаджи часто демонстрировала эту особенность, которая
заключалась, если коротко, в непривязанности. Речь идёт о привязанности
отдельных искателей ко всему «хорошему», к установленным правилам, к дхарме. Не
зря существует такое выражение: "Быть над дхармой". Всё делать
«правильно», часто, превращается в навязчивую идею у искателей определённого
типа. Божественный Стиль не подразумевает всё делать чётко по правилам. Шри
Матаджи не раз показывала это йогам.
Например, Мать могла, что-то
попить или съесть, что многими искателями не считается полезным. Практически
никогда Мать не спешила к назначенному времени, это все знают. Даже ко времени
вылетов самолётов! Такое происходило постоянно. Всячески Мать показывала нам,
что правила созданы для нас, а не наоборот. Искателям, которые ещё следуют за
своим эго, часто трудно это понять. Они принимают, что Мать может проделывать
что угодно, поскольку Она - Бог. Однако, если то же самое сделает кто-то из
йогов, чуть отступив от правил, это критикуется. Есть другой тип искателей,
которые, наоборот, очень часто отступают от правил: хитрят, скрывают от всех
какие-то нарушения, но, при этом, стремятся выглядеть так, будто они ангелы. У
нас у всех хватает недостатков, мы поэтому и пришли, чтобы установить свою
Реализацию.
Проблема в том, что, если
искатель не способен держаться ближе к центральному Пути, не впадать в
крайности, ему трудно будет подняться выше Дхармы. Крайности опасны - они тянут
искателя из Центра на периферию. В своё время, в самом начале прихода в Йогу, у
меня было совершенно не смиренное эго. Сердце было травмировано после службы в
армии. Но позже, благодаря медитации, стало гораздо лучше. Ушла агрессия,
способность прощать укрепилась. Пришлось поработать и над чувством вины. В
целом, начальное состояние было средненьким. Впрочем, это особо не заботило. В
начале мне были совершенно не важны: ни состояние, ни здоровье, ни соблюдение
правил, ничего, кроме получаемых Знаний, которых так не хватало, и которые,
наконец-то, вошли в мою жизнь! Шри Матаджи дала долгожданные Знания о
Реальности!
Помню, что и медитировать, и
достигать состояния безмысленного осознания больше стремился лишь для того,
чтобы осознавать Знания. Мать сказала, что, пока мы постоянно думаем, и не
контролируем мысли, пока не научимся быть во внутренней тишине, никакого толка
не будет. Пришлось стараться изо всех сил, какие только были. Желание знать
Истину, знать, что же такое Реальность, было самым главным двигателем. Поэтому,
на всё остальное не обращалось внимание. Качеством самой личности более
серьёзно занялся много позже, когда уже было испытано на практике много Тонкого
Опыта. Пришёл к выводу, что, пока личность в разболтанном состоянии, не
получится поддерживать Тонкие состояния непрерывно. Таким вот образом два
процесса шли параллельно: продолжалось познание Тонкого, и шла какая-то
небыстрая и не очень продуктивная работа над своей личностью. Второе отставало
от первого.
Но, каким-то образом, Тонкое
раскрывается, причём, это происходит до сих пор, гораздо в большей степени, чем
улучшается собственная личность. Например, история с эго. Ощущение такое, что
оно вообще не изменилось, а лишь лучше стало контролироваться. Не раз
задумывался над этим. Неужели эго не способно кардинально меняться?! Оно,
конечно, не осталось совсем прежним: всё же прибавилось и смирения, и мудрости,
и оно стало гораздо терпимее, но, в целом, оно, будто, такое же, что и тридцать
лет назад. Благоразумия прибавляется, но оно - будто, что-то отдельное от эго,
оно, лишь, влияет на эго. Раньше мне думалось, что само эго должно очень
измениться, но пока больших изменений не наблюдается.
Видимо, в этом и заключается
спасение для человека, что при самоощущении Себя, как Дух, его эго, лишь, хорошо
контролируется. Оно смиренно и спокойно. Тем самым, эго не создаёт личности
проблем в виде тяжёлой кармы. Считается, что мы ощущаем себя тем, к чему мы
более склонны в данный момент. Раньше, до Реализации, у нас не было
альтернативы. Сегодня же, есть возможность мгновенно "впрыгивать" с
состояние Духа, то есть, в Себя настоящего. Кстати говоря, Характер Отца лучше
всего ощущается в состоянии Духа. Именно Отца! Всё то, что Мать говорила нам об
Отце, ощущается только в состоянии Духа. Поэтому говорится, что "познавшие
Себя знают Бога". В Духе познаётся, каков Бог, и даже, Его индивидуальные
особенности. Мы привыкли считать, что Отец - это бесконечное Милосердие,
Благоразумие, Любовь к своему созданию, к своей Энергии, прощение, созерцание,
желание даровать свободу и благословения Миру... Но, НАД этим - Его Характер, и
даже, Его Настроение!
Его Энергия чуть иная: в Ней
нет, например, абсолютного созерцания. Хотя, для Матери, несмотря на Её
активность, состояние "созерцания" является тоже естественным. Ади
Шакти подобна Богу Всемогущему. Лишь непроявленность Одного и проявленность
Другого создаёт некое кажущееся различие... Вообще, за эти годы мы стали лучше
понимать Природу наших Божественных Родителей. Более того, мы можем иногда
ощущать Сознание и Тонкое Тело Бога! В момент переживания такого Опыта, наша
индивидуальность сильно уменьшается или исчезает вовсе. Такие мгновения
являются ничем иным, как Живым Проявлением Самого Бога. Своего рода
непродолжительными включениями ощущаемой проекции. Отдалённо похоже на то, как
мы иногда "клюём носом" при засыпании, когда начинаем видеть
сновидение, но вновь просыпаемся несколько раз, пока сон совсем не поглотит
нас.
Для Бога появление здесь, на
Земле, - это пока нечто, схожее со сном: Он не задерживается здесь. Бог больше
пребывает в Своей Реальности, Которая совершенно иная, чем то, что мы наблюдаем
и чувствуем в этом земном Мире. Поэтому, наше Сознание, когда переживает Опыт
Бога, иной раз, даже, не может описать, каково Это! Бог устанавливается здесь
через наше созерцание. Мы же, подобны зеркалам, которые то и дело отклоняются в
разные стороны. Собственно, потому и нет непрерывности Божественного. Мы ещё
отклоняемся в стороны. Поэтому, имеют место все эти человеческие проявления.
Но, правда и то, что Реализация не так-то просто может "откатиться"
назад. Чтобы потерять наработанный Уровень, искатель должен долго испытывать
давление эго, длительный стресс.
Но эго не может уже долго
доминировать, как это было раньше. Дух "зажёгся", и Его Свет не даёт
эго вернуть свои позиции. Даже не представляю, как это возможно! Существует
некая граница, пересекая которую, однажды, меняется сам статус искателя. Более
того, статус не только меняется, он всецело переходит во владение Бога. Сначала
искатель пытается достичь нужного Уровня, а потом, это уже, в большей степени,
забота Бога, и в меньшей степени - искателя. Как только произошло первое
проникновение в Единое Сознание, Оно берёт на себя дальнейшее слияние. Это -
как лететь к другой планете: сначала нужно прилагать усилия, чтобы долететь,
но, приблизившись к планете, её гравитация сама завершит путешествие. Вот
почему Освобождение, даже и не полное, даёт ощущение, что всё происходит само
собой, и беспокоиться особо не о чем. Можно всем существом чувствовать,
что всё делает Бог.
Перейти к состоянию "Я
есть Дух" - это главная задача, и, когда она выполнена, дальше
Божественные Силы сами завершат процесс. Йог мало что делает. Бог Сам включает
собственную Проекцию. Тонкий Опыт - это и есть такие "включения". Поэтому,
в таких переживаниях существует только Бог или, как мы теперь знаем, Его
Энергия! Но Мать нам говорила и чуть иначе. Она говорила, что Бог нам передаст
Свои Силы, и даже, некоторые полномочия. Только Мать не сказала, что такая
передача Божественных Сил – это, по сути, наше исчезновение, или растворение в
Божественном. Впрочем, иногда Шри Матаджи говорила определённо: "Капля
растворится в океане". Это тоже исчезновение. Но, какое это
исчезновение? Это - не смерть, а растворение себя в Чём-то, более большом,
став Им. Но так, что не индивидуальность чувствует это растворение, а Единое
Сознание, вдруг, ощущает Само Себя, как неожиданное воспоминание о Себе.
Весь мой личный Опыт
показывает, что только Бог существует, всем управляет и всё делает. Когда йогом
достигается самый Тонкий Уровень, Он не знает Себя, как кого-то, кто что-то
делает, проявляется, проводит что-то через себя, поклоняется, желает, и так
далее. Остаётся лишь одно Осознание, что есть только Бог. И, если что-то
делается, то только Им Самим и Его Энергиями. Даже, когда мы используем Свои
Силы, или мы говорим от имени Бога, как Его представители, - это всё есть Он, и
только Он! Им Самим осознаётся Он Сам. Всё остальное нереально, но существует,
как воплощение Его идей в Его собственном Сознании. Таково Знание Реальности
Бога, таков полученный Опыт!
И в заключение: Бог Всемогущий
имеет Собственный Характер, а значит, собственные представления обо всём, и
собственные предпочтения. Это открытие удивительно тем, что всем правит не
Абсолют, а индивидуальная Божественная Личность, с Характером Которой должно
мириться всё, что только существует. Бог создал всё с учётом Своих
предпочтений, которые выражают Его Характер, Его стиль. Всё, созданное Богом,
не абсолютно просто в силу того, что созданное не является Самим Источником.
Но, в основе всего созданного лежит Совершенная и Абсолютная Природа этой
Божественной Личности. Как в основе любого хорошего человека лежит
созидательная Природа, но все хорошие люди имеют различные погрешности и разный
характер. Однако, их выражение всегда добродетельно для Мира.
Ещё, это, как узнать однажды,
что королевством управляет Король, чьи предпочтения, представления, привычки,
взгляды, наклонности и характер его личности будут вечно! Никто другой не
придёт на смену, не будет никого, кто будет иным. Всему королевству, всем
будущим поколениям его жителей придётся учитывать характер только одной
личности! Сколько бы ни было создано личностей и характеров, на вершине всегда
был и всегда будет Некто Один! Даже просветлённые и освобождённые ничего не
могут с этим поделать. И лучшие "отражатели" те, у кого окажутся те
же черты характера, те же предпочтения. Приближённые к Богу, близкие Богу Души,
это те, кто в разной степени отражают Характер Отца Небесного.
Это открытие не осознаётся
массово. Практически ни одного отклика я не получил на главу о Характере Бога,
в котором было бы признание, как грандиозно это открытие. Были пожелания
раскрыть шире Характер Бога, были вопросы о схожести характеров, но ни одного
сообщения о самом факте, что у Бога характер ЕСТЬ. Видимо, это одно из тех
Знаний, которые "взрывают" Сознание очень индивидуально, когда
приходит время. Тонкие искатели будут поражены этим открытием. Я сам не
перестаю ещё восхищаться открывшимся. А, ведь, это Знание всегда было перед
нашими глазами. Это, как узнать, что Бог, - один из простых людей, которых
миллиарды, но именно Он, один из них, и есть Бог Всемогущий. Если бы это было
возможно, все были бы поражены этим. Источником Самой Истины является Личность,
у Которой Свой Характер! Разве не поразительно узнать такое о Боге...