(Глава 276) Сияние блаженства

17.-21.06.2018. 

Пожалуй, это самый наивысший уровень сознания, которым венчается путь искателя, ставшего йогом... Долгое время кажется совершенно недоступным состоянием, часто путается с радостью и удовольствием эго. При достижении, даже на несколько секунд, обнаруживается невероятно простым и сверхтонким состоянием, похожим на самосияние...

О существовании этого тонкого состояния известно давно. Шри Матаджи упоминала о нем, причем, как о доступном каждому сахаджа йогу. Надо сказать, что чаще Мать всё же говорила не совсем именно о блаженстве, а чаще о радости, которая сродни блаженству. Только став более тонкой личностью, понимается разница: и на сколько проще достигается радость, и как невероятно трудно познать себя блаженством. 

В нашем общем багаже, который накоплен сахаджа йогами мира, наверняка уже есть и этот тонкий опыт. Непрерывное пребывание в блаженстве - невероятно сложное дело. Когда находишься в социуме, это практически невозможно. Хотя, кто знает, когда-то казалось, что невозможно быть в непрерывной Реальности... Индивидуальный опыт - проявиться как блаженство, - это всего лишь несколько секунд и несколько минут, в которые входит время убывания, улетучивания опыта. Для йога не достигнуть уровня блаженства не означает неудачу, в этом мире вполне достаточно оставаться чуть ниже совершенного.

Мы уже знаем на практике, что самая тонкая область сознания имеет несколько уровней плотности. Знать эту тонкую область само по себе уже есть достижение для любого йога. И распознавать разную её плотность на собственном опыте вполне можно. Разность утонченности видится в сравнении, часто после того, как искатель познал себя еще тоньше, чем вчера.

Когда сознание становится просто безмысленным, оно лишь немного успокаивается, приостанавливая ментальную деятельность, и это можно назвать плотным слоем тонкого уровня. Преодолев мысли, наступает внутренний, пусть еще относительный, но мир, который нужно еще часто поддерживать через внутренние усилия. Затем сознание становится более тонким и превращается в непрерывный покой, заполненный постоянной радостью, которая подобна улыбке Мадонны.

При изменяющейся внешней ситуации в сторону ухудшения, состояние внутреннего мира может на время исчезать или смениться удерживаемым усилиями относительным покоем. В целом, сознание выглядит спокойным, но на его границах будто появляется что-то тревожащее. Так даёт о себе знать вся личность в целом. Эго еще страдает, еще не разорваны привязанности, ведь оно изначально слишком отлично от Духа. Восприятие абсолютно всего у Духа и у человеческого эго слишком разные, как небо и земля. 

Как только все нормализуется, сознание возвращается в свое, уже привычное состояние мягкой радости. Одновременно с этой нестабильностью, больше похожей на эмоциональную сторону тонкого уровня сознания, постепенно появляется и укрепляется знание себя в некой неизменности. Еще нет стабильности в целом, но знание о себе, как о вечном и тонком, уже начинает приоткрываться. Это и есть постепенное узнавание себя в своей Реальности.

Поэтому даже при перепадах в неспокойном эго, состояние Духа постепенно перестает быть загадкой. Йог начинает видеть в себе или себя, как две противоположности. Хорошо видится со стороны собственное эго, которое начало успокаиваться и появляется отождествление себя с Духом. Естественно, йог склоняется к Духу, ведь он впервые ощутил себя в новом тонком качестве. Одновременно идут два процесса: пробуждение Духа и избавление эго от привязанностей, что похоже на мерцание сознания.

Буквально это ощущается, как нарастающее узнавание себя в некой вечно существующей безформенности, которая познаётся, как собственная суть. Это можно назвать и проникновением в свою тонкость, которая ранее была неизвестна. Эмоции, печали, страхи, раздражения и прочее, все реже тревожат сознание. Ты начинаешь видеть всё это со стороны и ощущать, что тебя настоящего это перестает затрагивать. 

И хотя личность еще может страдать, радоваться и испытывать все виды ощущений, состояние Духа раскрывает йогу первую его силу - возможность контролировать всю личность. Таким образом, мы впервые познаём вертикальное движение своего развития. Теперь эго не борется само с собой, а следует за Духом, как за учителем. Всё это говорит о живом процессе установления Истины и о становлении гуру для своей личности. Утверждается и первая Реальность, что Дух есть мое настоящее Я.

Что беспокоит йогов в этот период? То, что эго, и вся личность в целом, не поспевают за процессом перерождения в состояние Духа. Личность, испытывая страдания, сбивает этим свое же сознание с толку и кажется, что тебя постигла неудача. Временами это весьма болезненно. Начальный период установления состояния Духа, это начало больших перемен для всей личности. 

Какое-то время мы можем ощущать себя одновременно более-менее освобожденными внутри, и все же, реагирующими снаружи. И здесь может помочь только практика, масса повторяющихся ситуаций, задевающих эго. Только работая с усердием, можно преодолеть этот период. При возникновении какой-то нежелательной ситуации, состояние Духа начинает цениться больше. Искатель ощущает, что это последнее, что можно потерять, и начинает всеми силами держаться, по сути, - за самого себя. 

Весьма непростой, а иногда, тяжкий период, его проходят почти все йоги. Практически речь идет, хотя звучит странно, о выживании в Духе, зная при этом, что Дух не убиваем. Остатки из сохранившихся привязанностей теребят личность и эго со всех сторон. Без усердной внутренней работы не обойтись. Возникает парадокс, когда состояние Духа часто сменяется болезненным состоянием человеческого эго. 

Подзабытые страдания вдруг возвращаются, будто с новой силой, и кажется, что ничего у тебя не получилось. В такие минуты лучше делать паузы и не давать эмоциям завладеть всем существом. Хорошо помогает диалог с самим собой. И подобное может происходить не один раз. Таков уж этот процесс перерождения. Поэтому иногда приходится напоминать самому себе и повторять всё, что знаешь о Йоге, о Матери, о духовности, о выбранном пути, о силах Бога, помогающих нам...

Буквально говоришь самому себе, что неудача, это далеко не поражение, что ты не можешь быть брошен, что ты не просто так пришел в Йогу, что ты один из немногих, узнавших Пришествие Богини. Можно устыдить себя за слабую веру, напомнить, кто ты есть в основе своей, успокоить или пожалеть, а иногда и поругать за слабость. Таким образом мы сами себя поддерживаем и вытаскиваем из болота, сами спасаем свою личность, проявляя качества гуру и утешителя. Постепенно личность меняется. Меняется даже характер, - в идеале, он все больше становится похожим на характер Бога. 

Знать каков характер Бога очень просто. Само состояние Духа подобно осознанию характера собственной природы. Это все равно, что однажды узнать себя книгой, в которой находится неизвестное содержание. Достаточно пожелать прочесть и научиться читать, и содержание становится доступным. В реальности, практически так и происходит. Вглядываясь в самого себя через призму разума, просто поместив Дух в свое внимание, йог открывает самые тонкие знания о настоящем характере Бога.

В конце концов, достигается уровень растворения личности. Эго становится смиренным, и состояние Духа восходит на трон. Сама личность может со временем даже перестать замечаться Духом, настолько она становится незаметной и неприхотливой. Относительно идеальное состояние наступает, когда все слабые места личности обнаружены и проработаны, и не создают больше серьезных помех. Относительность имеет место быть. Здесь вообще всё относительно, что ни возьми, куда ни глянь. 

Если искатель оказался достаточно усердным и его личность хорошенько "проварилась", он превращается в йога. Но путь еще не заканчивается, скорее, он только начинается. Личности в целом, еще придется пройти через тонкую обработку. Пока йог ощущает себя йогом, он еще идет своим - йоговским путем. Лишь когда понятия: йог, путь, освобождение, поклонение и другие, прекращают существовать, открывается и новый горизонт сверхтонких состояний, среди которых есть одно королевское - Блаженство. 

Всего лишь несколько раз испытывалось это состояние. Каждый раз ты признаешься себе, насколько это легко и просто, а потом удивляешься, почему же оно исчезает! Это состояние невероятно легкое и теряется, так же, с удивительной легкостью. Но самое ценное в этом высшем состоянии блаженства, что его можно повторять по своему желанию! Менее тонкие состояния повторить по своему желанию часто было невозможно. А состояние блаженства, которое сверхтонкое, пожалуйста, в любую минуту! Но вот удерживать его, пребывать в нем постоянно, это целое дело. 

Как же появляется это удивительное, истинное состояние сияющей Реальности? Чтобы знать себя, как блаженство, необходимо растворить или перестать поддерживать всё, чем наполнено в данную минуту сознание. Дело в том, что, когда в течение дня мы просто держим внимание на тех же текущих делах, - это как полупрозрачная завеса ума, не дающая, именно полностью, освободиться и знать себя истинным. 

Казалось бы, совершенно безобидные дела, ничего особо не значащие, которые можно и отложить, все равно являются преградой. А еще, разные понятия, тлеющие тенденции, память о прошлом и мысли о предстоящем, чувства ответственности или всевозможных обязанностях. Сохраняя в голове, например, простую мысль, что ты отложил все дела на потом, не даст проявиться этому высшему состоянию. 

Необходимо очистить сознание до нуля, никакой поддержки чему бы то ни было. Поэтому вначале, блаженством можно стать лишь на несколько секунд. Еще, к примеру, чувство, знакомое всем родителям. Простая поддержка в сознании понятия, что ты мама или папа своему ребенку, блокирует состояние блаженства. Хотя менее тонкие состояния не блокируются подобной поддержкой понятий. 

Из собственной практики знаю, что прекратить поддержание того же понятия, что я папа своему сыну, хотя бы на 10 секунд, выглядит, из-за ума, как отказ от ребенка. То есть нам невероятно трудно отказываться в своем сознании, даже если мы прекрасно знаем, что этот "отказ" всего на минуту! И у каждого это свои конкретные понятия, от которых трудно отказаться, хотя бы на время. 

Однако, экспериментируя на этом уровне, мне удавалось не раз выходить за пределы текущего содержания сознания. Как оказалось, для этого необходимо еще и полное отсутствие чувства вины. Вот когда понимаешь, почему Мать нас учила этому. Чувство вины подобно петле на горле. Мы можем быть привязаны абсолютно ко всему, даже к самому чувству вины, чего уж говорить о грубых привязанностях.  

Не забыть о работе, не забыть о родственниках, не упустить из вида то, это, пятое-десятое... И, как оказывается, ты даже не догадываешься сколько этих тонких нитей сдерживают твое освобождение. Даже осознание себя человеком, осознание текущего времени года, осознание своего пола и все такое подобное, является примесями, блокирующими абсолютное освобождение.

И, тем не менее, внутренним усилием, похожим на уговоры самого себя отказаться ненадолго абсолютно от всего, сбросить весь груз с плеч, забыть на время все свои обязанности, удавалось проявить это высшее состояние блаженства. Некоторые усилия нужны лишь для отказа, далее - полное и абсолютное отсутствие усилий. Что-то вроде - замереть всей своей сущностью, не подпуская ни одного понятия, с прекращением привязанности к этому самому действию. Своего рода тонкая ювелирная работа с сознанием. 

А ведь когда-то, первый опыт был получен через такой вот внутренний отказ. Где-то есть его описание в ранних главах. Однажды, идя по улице, вдруг очень захотелось избавиться от всего, и какой был взрыв радости тогда. А ведь это было еще не блаженство. С тех пор прошли годы, прежде чем состояние блаженства вновь проявилось и стало более доступно. Нужно сильное желание для этого. Не просто "я хочу", а " я всё отдаю". 

И хотя пока еще счет идёт буквально на секунды, но какие это секунды! Действительно, это состояние неописуемо! Тот давний опыт хранился в памяти все эти годы, как один из самых ценных. То, что его называют блаженством или радостью Духа, это лишь слова. Абсолютно чистое сияние, но не как понятие или объект, а как засветившееся любовью пространство. Это даже не источник, а скорее, сияние из-за существования чего-то невидимого и живого. Ведь сияние, просто по определению, не может быть источником, даже если он совершенен. 

Это как аромат от цветов, который не может быть цветами, имеющими форму. У аромата ограничение, даже если и есть, оно несравнимо с формой цветов по тонкости и легкости. Но одного нет без другого. Аромат цветов подобен их сиянию. Есть такое сияние и у Духа, которое проявляется, как блаженство или любовь. Рожденные в Духе оденутся в прекрасные свои одежды, познав себя блаженственной любовью. 

В момент этого опыта личность осыпается благословениями. Их следы шлейфом будут следовать за личностью и за всем родом, за всем народом и всем человечеством. Личность становится Божественно сияющей. Вот почему у Матери часто такое сияющее лицо. Теперь мы знаем, что за видимой радостью спрятано нечто невероятно тонкое, которое имеет определение, как истинное наслаждение, истинное блаженство Абсолютно Чистой Сущности. 

Стоит сказать всем, кто продолжает сетовать на свое несовершенство и непростые внешние условия жизни, что именно тогда, когда сгущаются тучи, наше сознание лучше всего ищет путь спасения. Никогда внешние условия не были идеальными, когда испытывался этот тонкий опыт. Более того, всегда после испытанного, заметно активировалось давление извне. Силы тьмы будто ощущают ожог и тут же начинают искать причину, побеспокоившую их. Однако, это уже мелочи для нас. 

Однажды, получив опыт блаженства на несколько секунд, йог навсегда будет знать, каково это тонкое состояние. Последствия этих секунд, как волны, уходят в пространство. Но главное, он будет знать, как именно можно проявлять собственный свет. И самое главное, что, испытав однажды блаженство Духа, йог знает как сделать этот опыт непрерывным! Таковы прекрасные плоды желания Кундалини и пробуждения Духа человеческого.

Причина, по которой мы долгое время не можем освободиться, - это то, что мы умудряемся пройти мимо утверждений Шри Матаджи. Мы лишь фиксируем услышанное умом и храним в памяти. Гораздо лучше, когда каждое утверждение принимается, как Закон, установленный Богом. Без сомнений и оглядки на придуманные правила человеческого эго, царящие в этом мире. 

Высшее Блаженство, это не только награда за усердие, не только желанный комфорт для себя, - это естественный результат эволюции. Состояние Духа в Славе своей, это не только спасение для души, но тоже результат. Мы беспокоимся о чем, и о ком угодно, не имея собственного результата. А ведь это единственная наша ответственность перед собственным Духом, то есть, перед собой. 

Я, проявленный в виде этой человеческой личности, отвечаю перед самим собой за то, насколько мой характер схож с характером Бога. Мне оставаться один на один со своим результатом. Не с впечатлением, которое складывается снаружи меня, не с происходящим вокруг. Только мне - Духу - должен понравиться результат в виде единственной ценности, как подходящая личность. Личность, способную выразить характер Бога-Отца нашего, приму раскрытым настежь. И Мать говорила то же самое нам, что это единственное, что мы забираем с собой...