(Глава 269) Коллективное Едино

12.1.18 

В самом названии данной главы заложен ответ на вопрос: что такое, в конечном итоге, коллективность...

Иногда главы рождаются по причине того, какие темы обсуждают между собой йоги. Одна из таких тем - это коллективность. Пожалуй, эту тему можно назвать наиболее актуальной на протяжении всего времени. Проблема коллективности, впрочем, как и любая другая, прежде всего, - это отсутствие опыта. Начальный этап пути в йоге всегда насыщен демонстрацией различных состояний, которые в последствии нужно уметь поддерживать самостоятельно. Мы часто теряли то, что легко было получено.

Чувство коллективного единения - не исключение. Пока с нами была Мать, поддерживался и этот опыт. Когда Шри Матаджи управляла всем, беспокоилась о нас, давала нам состояния, мы не очень-то заботились о чем-либо. Все было хорошо и с ощущением единства. Однако, оставшись без физического присутствия Матери, выяснилось, что единство наше куда-то начало исчезать. Со временем происходило смещение в сторону обычной физической коллективности или даже просто её демонстрации.

Рано или поздно, отсутствие опыта внутреннего единения начинает заменяться, или компенсироваться, через удовлетворение физическим пребыванием среди себе подобных. Но это дает лишь временное удовлетворение. А отсутствие в коллективе слаженности вызывает еще и беспокойство, чувство вины, часто возбуждает правую сторону и заставляет что-то срочно сделать для исправления ситуации. В результате, все становится похоже на постоянно бурлящую массу.

Но что, собственно, беспокоит йогов? Сознание многих йогов хронически недовольно качеством коллективности. Часто приходится слышать, что нет единого мнения по многим вопросам. Что есть разделённость, различные точки зрения на одно и то же, много придумывается новых правил. Имеет место даже соперничество на грани вражды, много сплетен и прочего, чисто человеческого, ментального проявления...

Сам по себе факт неудовлетворенности говорит о неважном состоянии собственной Наби. Прежде всего, это проблема тех, кто остается в плену привязанностей, в данном случае, привязанности к понятию дружного, сплоченного коллектива. Что само по себе не плохо и не должно быть проблемой. Однако, человеческое эго всё хорошее часто умудряется превращать в болото.

Известно, что искатели, погруженные в глубину, значительно снижают свою активность и предпочитают держаться подальше от суеты. Такое одиночество чаще обусловлено тонким духовным опытом, которого может не быть у окружающих. Пожалуй в этом они действительно могут казаться одинокими. Им хочется отойти от человеческого эго, которое постоянно создает проблемы и вынуждает учавствовать в пустых делах. Однако, именно такие йоги и должны быть опорой. Но чаще, видна совершенно иная картина. 

Положение сегодняшних искателей обязывает быть активно коллективными физически прежде духовного, а затем, познав духовное, оставаться таковыми и впредь. Большинство Сахаджа йогов следуют этому правилу. Ведь Ади Шакти - это весьма активное Коллективное Существо. Однако, проблема в том, что физическая, или внешняя, коллективность многим заменила истинную, внутреннюю.

Существует даже страх лишиться возможности посещать коллектив и оказаться в одиночестве. По этой причине некоторые искатели готовы закрывать глаза на откровенно бестолковую деятельность самого коллектива в целом или его руководителей. Конечно, если в каком-то коллективе происходит такое, то это находится слишком далеко за пределами состояния духа и самого понятия йоги. 

Случается и так, что из-за страха искатели соглашаются принимать участие в каких-то заговорах или в какой-то борьбе, которую затеяли лидеры или члены тех или иных советов. Иногда приходится слышать весьма странные вещи о крайней степени запутанности и извращениях ума. Уже есть случаи поклонения отдельным йогам, которых признают вдруг инкарнациями. Или наоборот, чьи-то имена целенаправленно и постоянно жгут на хаванах или забивают каблуками. 

И видимо, все это проделывается во имя Бога. Нередко можно слышать о странной манере поведения или о том, как Мать нашептывает некоторым в уши слова. О скрываемой агрессии, о полном отсутствии контроля над своей личностью и еще Бог знает что можно услышать. Не удивительно, что после ухода Шри Матаджи, резко увеличилось число тех, кто предпочел оставаться подальше от подобного.

Одновременно с этим увеличилось количество маленьких по численности коллективов, которые предпочли существовать независимо от бесконечно придумываемых нововведений и правил, возросшего контроля, официальщины, бюрократии и всего прочего, что идет в полное противоречие духовному самопознанию... К сожалению, периодически приходится возвращаться к подобным темам. 

Для тех искателей, которые пришли в Сахаджа йогу, но втянулись в круговорот чрезмерной активной деятельности внешней коллективности, до сих пор неизвестна реальность. От этого часто страдают именно те йоги, которые уже знают себя, как единство, на тонком уровне, и держат свое, ставшее материнским, внимание на всех йогах. Конечно, все происходящее, так или иначе, закаляет личность, обогащает мудростью, способностью отражать любые удары.

В худшем положении не они, а те, кто увлеклись чем-то, приостановили собственный рост и не замечают этого. Небезнадежны те, кто увидел к чему привела их привязанность к внешнему проявлению коллективности. Однако, сегодня многие из этого числа не имеют сил выбраться из этого круговорота. Часто, это очень хорошие люди, которые искренне отдавали свои силы работе в Сахаджа йоге. Остается надеяться, что все, сделанное ими, обернется для них благословениями. 

Именно для этих йогов, не растерявших еще все свои силы и веру, столь важно пересмотреть свое понимание, что значит быть деятелем и истинно коллективным существом. Коллективность физическая, без непрерывного опыта единства на уровне духа, ничего не стоит для искателя. Часто духовная коллективность путается с эмоциональностью или заботой, которую приятно проявлять друг к другу. 

А между тем, даже духовная коллективность, это промежуточное понятие на пути познания себя как единая сущность. Если внимательно слушать и улавливать суть слов Шри Матаджи, то можно обнаружить, как Она мягко раскрывает это перед нами. Да, вначале мы все осознаем себя отдельными частями чего-то одного целого. Но потом ведь должно прийти время осознавать это целое. Есть лишь нечто одно, нечто великое и единое, в котором доминирует именно целостность, а множественность является украшением.

Сознание искателя неизбежно должно познать себя, как некое большое одно, в котором огромное разнообразие отдельных проявлений, где эта отдельность - лишь условность. Как и обычное сознание человека, оно одно относительно всех остальных чувств и ощущений, какое бы ни было их разнообразие. Сознание человека знает тысячи собственных оттенков, но остается все же одним.

Более того, понятие единого тоже промежуточно. Мы познаем нечто цельно-реальное, которое еще и неизменное, и оно может "состоять" из частей, только если эти части условны. Реальность не делится на части, реальность лишь может быть частично проявленной, поэтому и возникает эта иллюзия множественности и разнообразия. Все вокруг, по сути, это различная степень проявления реальности. Или, можно сказать, что мы окружены огромным разнообразием косвенных доказательств существования Единого Бога.

Когда искатель поглубже исследует свою природу, он неизбежно начинает видеть иллюзию разнообразия чего-то единого, внутри которого происходит вся эта свистопляска. Тогда, глядя и на коллектив, хорошо видится это разнообразие личностей, появляется терпимость друг к другу, которая иногда  может и запаздывать. Но все это лишь одна - Высшая Личность. В одном из видений Лицо Матери состояло из сменяющихся лиц Сахаджа йогов.

Неизбежно должно появиться чисто йоговское восприятие вообще всего происходящего, как некой данности, которая не отягощает внимание, не затрагивает дух. Автоматически искателю перестает хотеться учавствовать в организационных делах эмоционально или с излишне эгоистичным чувством ответственности. Как известно, внешняя активность йога может быть совершенно безучастной внутренне.

Даже легким движением мыслей не затрагивается дух, а также дух не затрагивается и конечным результатом. На ожидании результата попадались все, но по достижении мудрости, сознание йога перестает ориентироваться на конечный результат. Буквально желать чего-то конкретного уже не поддерживается, поскольку мы познали, как часто "нежеланное" оказывается полезным для восхождения. И наоборот, как получая желанное, мы получали проблему. 

Нами познается иллюзия конкретных желаний и, в конечном итоге, само понятие желать пропадает. Это еще одно ограничение, которое преодолевается личностью. И в этом тоже есть достижение настоящей свободы. Нам очень повезло с Учителем! Шри Матаджи с самого начала направила наше внимание на собственный дух. Сейчас мы знаем, что этого нужно придерживаться не только вначале, а вообще всегда.

Удобнее и легче установить сначала внимание на духе, уловить себя в состоянии некоего наблюдателя. Решать же все личностные проблемы по одной - очень долго. Мы можем видеть, как искатели, применяющие иные методы, десятилетиями решают тысячи проблем - каждую по очереди. То изучают, как питаться, потом как правильно дышать, как спать, как не болеть, как действовать в тех или иных ситуациях и прочее, прочее... 

Гораздо проще сначала сделать приоритетной задачей становление духом. Бросить все свои силы на установление безмыслия и прыгать вниманием в собственный дух. Тогда легче видеть и решать проблемы эго. Все знания будут приходить сами собой, поскольку само существование станет сплошь спонтанным. Параллельные познания и исследования механики, если и имеют место, не должны мешать главному.

Когда дух человека становится авторитетом для эго, можно сказать, что личность взята под контроль. А это наиважнейшее, что должно произойти с искателем! Неподконтрольное эго не может сопровождать дух человека после смерти тела.  Поэтому так важно, чтобы еще при жизни, собственная духовная сущность была познана и принята личностью искателя. 

Покорившаяся собственному духу личность, это первый этап сближения или растворения в Духе Бога. Это спасенная личность и спасенная душа! Покорность своему духу, это та же покорность, что и Духу самого Бога Всемогущего. Ведь дух человека на самом деле - дух Бога и сам Бог. Иначе как то, что не Бог, может войти обратно в Бога? Ментальное понимание сменяется практическим становлением через отдачу на волю Бога. Мы знали это с самого начала, но прежде, этот экзамен сдается собственному духу. 

Прежде, чем познать Единство Духа Высшего, личность должна познать единство с собственным духом, стать его продолжением, некой оболочкой. Это невероятно тонкая внутренняя работа. Как ни странно, успех этого дела лежит в постоянной проработке именно своей индивидуальности. Сразу стать неким единством весьма непросто, на время необходимо иллюзорное восприятие себя, как отдельной части. 

Нам кажется, что единство похоже на соединение отдельных частей. Но на самом деле, единство никогда не разделялось. Мы не соединяемся, а обнаруживаем, что разъединения никогда не было, оно было полной иллюзией. Как только художник осознает, что написанная им картина является выражением его характера, она становится живым выражением всего его содержания. 

Йог осознает, что это - содержание сути изначальной, не художника, а как таковой, хотя кажется, что это - выражение конкретной творческой личности. Когда сознание йога расширяется до такого уровня восприятия, он физически не может видеть отдельность вокруг. Он познает единство в абсолютном смысле. По сути, он сам есть Единство, хотя и остается видимым подобием маленькой песчинки. Такова поразительная природа Бога, когда крупица Его сознания знает себя Единым Богом и все Единство может спрятаться в песчинке...