(Глава 234) Движение по вертикали

24.3.16 

Часто происходит так, что многое, о чем  говорит Шри Матаджи, осознается и становится понятным только после того, когда это случается фактически, на практике. Так произошло и с понятием "вертикальный рост". Возможно, что этот аспект часто не замечается или перепутан с горизонтальным расширением сознания. Горизонтальное расширение, это приобретаемый опыт и мудрость, касающиеся преимущественно этого мира. То есть, искатель наполняется знаниями и опытом, которые могут быть проявлены в земном или околоземном пространстве.

В целом, это тоже можно назвать вертикалью, но сама привязанность к миру и человеческому восприятию, все же больше относится к горизонтальному познанию. К нему же относится и качество формируемой личности. Когда сознание развито только в горизонтальной плоскости, оно подобно полусозревшему плоду. Такое сознание не знакомо еще с реальностью. Вся человеческая мудрость кажется неоспоримой и относительность её часто не видна. Человек может накопить много мудрости и это будет только горизонтальным развитием. 

Почти все талантливые люди пребывают в этой плоскости, хотя часто такое развитие называют возвышенным. Несомненно, человеческая мудрость и философия имеют свою ценность и являются опорой для непросветленного сознания всего человечества. Однако, это можно назвать лишь порогом перед вертикальным движением, при котором сознание может познать что такое Реальность. В этом основное отличие личностей глубоких искателей от всех остальных видов личностей. В этом заключается и самая большая ценность искателей - они способны двигаться вертикально, к самой Реальности! 

Они не соблазняются познанием и премудростью этого мира. По большому счету, даже творчество, которое имеет массу соблазнительных направлений для самовыражения, не соблазняет их разум. У искателей с большой буквы совершенно иное сознание. Но в самой среде искателей основная масса очень долго привязана к нереальности горизонта. При этом, нельзя сказать, что ничего не меняется в лучшую сторону в целом. Вибрационные изменения все равно происходят. Божественность имеет возможность проявляться и через тех йогов, которые не пребывают еще в реальности. 

Правильнее все же говорить - не ощущают. Не зря Мать нам говорила, что мы уже Там. В действительности, мы часто просто не ощущаем где находимся. Вроде ничего страшного, но отсутствие ощущения реальности приводит к сомнениям и смятению. Поэтому мы должны стремиться именно к пробужденному осознанию всего. Йогам следует знать, что все, что сознание осознало - является его собственностью, даже Бог! Поэтому Шри Матаджи нам говорила: - Я ВАША МАТЬ! Смысл этих слов имеет глубокое значение. Сознание является тем, что оно ОСОЗНАЛО! 

В чем вообще смысл пробуждения? Он в том, что человек может познать на своем опыте, какова природа Бога и что такое находиться в реальности на практике, то есть в полной своей осознанности. Не в воображении, не в теории, а реально, повседневно, в любую минуту. В силу многих обстоятельств, большинство людей не имеют этой возможности. Большинство же йогов, из-за своего доминирующего эго, долго не могут. Сознание блокируется ментальной деятельностью.

Не происходит освобождения от привязанности к этому миру через его восприятие умом. Нас сдерживают родственные связи, тревога за будущее, работа, увлечения, интересы и прочее. Мы живем впечатлениями происходящего в мире и непосредственно с нами. Передаем эти впечатления друг другу, ощущая в той или иной степени их значимость, не пребывая при этом в реальности. Но однажды внимание перестает цепляться за происходящее, даже если это что-то важное или интересное. Внимание старается быстро соскочить и вернуться к реальности.

Проявленность, это тоже наша природа. Но теперь больше хочется проявляться через описание природы Божественности, Её свойств, красоты, как это велико и просто, каков потенциал, каков магнетизм. Хочется описывать Реальность и Её бесконечность. Ведь все это и есть наша истинная природа, которая только начала раскрываться. Только-только сознание начало вмещать этот океан реальности. Чем ближе к Реальности, тем больше безмолвия. Будто только в абсолютном одиночестве и тишине искатель может переродиться и узнать Реальность. Коллектив не заменяет одиночества индивидуального пространства, в котором и происходит становление. 

Коллектив, это больше питательная среда, где все йоги поддерживают друг друга, наслаждаются друг другом и вместе поклоняются принципам Бога. Часто понятие коллектива понимается, как единственно правильное место, где происходит рост. Практика же показывает, что рост происходит часто в одиночестве, особенно качественный рост. За искателя никто не сможет вырасти, даже если вокруг много йогов. Как ни один цветок не может вырасти, если в нем самом внутри не будет предрасположенности к жизненному процессу деления клеток, питания и так далее. Стоит цветку перенаправить свои жизненные силы на другие цветы, в нем самом все остановится. 

Хорошо, если в коллективе несколько глубоких йогов, тогда это самое лучшее место. Не зря возможность общаться с глубокими йогами обозначается в древних текстах, как одно из главных условий восхождения и большая удача. Несомненно, коллективные медитации на порядок мощнее, но сегодня чаще всего встречаются посредственные коллективы и группы, которые ориентированы на приятное времяпрепровождение. В целом это тоже неплохо, когда коллектив является общей средой, общим огородом, в котором что-нибудь, да вырастит. 

Однако, расти придется внутри себя и самостоятельно. Именно самостоятельно, глубоко внутри себя вести диалог с Богом. В коллективе легко избавиться от проблем, почиститься, получить удовольствие от общения и быть на плаву, но чтобы вырасти, нужно много и усердно работать внутри своего сознания. Никто не встроит реальность со стороны. Конечно, Бог может дать кому-то индивидуально опыт реальности, но это редчайшие случаи. В основном, искателям нужно самим достигать нужного качества своей личности, придерживать свое внимание, уметь открываться Божественности и только тогда Она сделает свою работу.

Мы часто мешаем Божественности, мы привязаны к пространству, в котором живем. По привычке нам надо держаться за что-то правильное. Мы подобны обезьянам из сновидения, которые кроме джунглей ничего не знают. Внимание продолжает прыгать с ветки на ветку. Уже вчера мы должны были покинуть иллюзию этого мира, но мы продолжаем реагировать и обсуждать происходящее в этом мире, будучи прикованными цепями к событиям. Общение приобретает красоту и легкость, когда каждый общающийся не имеет привязанности к обсуждаемому. Это как всплывшее воспоминание далекого сна, который приснился лет пять назад. 

Ведь когда я обсуждаю давний сон, да еще не свой, я нахожусь в реальности пробуждения и отчетливо это ощущаю. Но если я имею привязанность к обсуждаемому, придаю значение иллюзии, она начинает поглощать меня, я начинаю тонуть в ней. Наше сознание может сбивать с толку, что наш мир одновременно является иллюзией и в то же время важной средой, в которой мы пробуждаемся. Более того, этот мир Мать хочет спасти, улучшить, очистить. Это похоже на то, как и мы хотим, чтобы наши сновидения не были наполнены опасностями, даже если мы знаем, что они не реальны. Не редки случаи, когда люди боятся своих снов, а ведь это всего лишь мираж.

Мы все обращали внимание, что Шри Матаджи часто говорила о трагичных событиях в мире достаточно просто, без свойственных людям переживаний и тревог. Это от того, что Мать пребывала в Реальности. Позже и многие йоги познав Реальность, стали такими же. Поэтому так необходимо стремиться познать реальность пробуждения и потом, не отрываясь уже от Неё, погружаться в иллюзию мира. Если память не изменяет, Мать так и говорила когда-то, что вначале нужно самим встать на ноги, познать себя и только потом помогать миру. 

Из-за привязанности к устройству мира и происходящему в нем, многие йоги увязли в разрешении проблем этого мира и почти не двигаются вверх. В горизонтальной плоскости развитие идет, несомненно. Многие очень здраво осмысливают мир, проявляют творческие способности, сострадательны и полны энтузиазма. Идет работа по распространению и поддержке метода Шри Матаджи. Но часто все происходит с большой привязанностью или даже одержимостью. Реальность же познана, в лучшем случае, единицами. 

Когда сознание уже знает реальность, обсуждение происходящего в мире не вызывает споров и присутствует легкость общения. Нет тревоги за будущее, нет сожалений о прошлом. Когда реальность еще не познана, в лучшем случае, присутствует здравый смысл и частичное просветление. В основном же еще очень чувствуется погружение в события с заметной неудовлетворенностью. В самой Реальности нет никаких событий, Она - приятное безмолвие. Реальность подобна зажженному тихому свету, который все время озаряет сознание. 

Божественный промысел, о котором йоги любят поговорить, может, конечно, обсуждаться, но потребность, даже в этом, постепенно сводится к минимуму. В реальности светится лишь Она Сама. Это как здоровый человек ощущает себя здоровым. Он просто радуется своему здоровому самоощущению. Нет никакой потребности все время говорить, что ты в здравом уме и у тебя ничего не болит. Нет потребности обращать внимание и раздумывать, как работают внутренние органы, куда там что перетекает. Человек просто пребывает в здравии и испытывает удовольствие от ощущения жизни. 

Мать называла это Состоянием. Проявленность становится ориентированной только на радость. Достигший Состояния, если и говорит о проблемах, то чаще потому, что кто-то другой затронул эту тему и совершенно без привязанности к проблеме. Привязанность, любая, даже малейшая, как яд для чистого сознания. Прекратить испытывать привязанность и прекратить реагировать внутри себя, это основная задача для искателя. Дается это нелегко и в большинстве своем, мы десятилетиями идем к свободе от эго. Мать все время говорит, что беспокоиться не о чем, что все силы Бога на нашей стороне, но наше эго годами не может расслабиться. 

Не стоит тешить себя и тем, что мы в любом случае никуда не денемся, что мы все уже Там. Все может измениться в три секунды. Потенциально мы все Там, но это с учетом того, что пока мы хотя бы смотрим в нужном направлении. Но если мы отвернулись от Бога или решили, что сознание Бога тоже может содержать в себе  что-то искаженное, которое мы приняли для себя или с которым пошли на компромисс, мы никогда не познаем ни реальность, ни свою природу, ни Бога. Это как с нашим духом, который вечен. Дух человека вечен, но человек может этого никогда не познать. 

Если я решаю делать все, что хочется моему эго, я никогда не узнаю себя, как дух. Тогда я избрал для своей личности смертный путь, поскольку выбрал быть чем-то временным и ненастоящим. Это все равно, что выбрать образ обезьяны из своего же сновидения. Я не буду собой настоящим, пока длится сновидение. И пока я не захочу проснуться, этот сон будет очень и очень долгим. Пробуждение в иллюзии невозможно, оно возможно в Реальности. Мое "Я" должно познать Реальность, хотя бы один раз, пребывая не в иллюзии, а вне её. 

Как же достичь реальности? Об этом нужно прговорить отдельно. А ведь состояние реальности, это не совсем нечто конечное. Это еще не состояние Бога, оно предшествует состоянию Бога. Оба состояния очень схожи, но и различны. Иногда даже не очень ясно, какое из них предшествует другому. Но точно уже ясно, что появление состояния Реальности в сознании означает, что искатель двигается именно вертикально!