19 - 28.11.2019.
Наше сознание, которое мы знаем с детства, очень обусловлено нашим эго. Мы толком и не знаем, каково оно без лишних примесей. Впервые я ощутил, что сознание, или осознание, совсем другое. Это произошло, когда удалось перепрыгнуть в себя, как в Дух. Наверняка все, кому знакомо состояние Духа, знают, что на самом деле, наше сознание подобно нежному существу. Оно не обусловлено никакими правилами, никакими ограничениями. Оно не отягощено даже самоопределениями, что оно такое-то и находится там-то. Сознание в состоянии Духа можно назвать девственным.
Несмотря на то, что любой человек, прошедший свой Путь к духовному освобождению, имеет огромный опыт, огромный багаж памяти, содержащей не только хорошее, но и массу негативных, болезненных и трагичных переживаний, Сознание в Духе воспринимает это, как некую данность, не имеющую оценки с присущей эго реакцией. Данность, которая совершенно не затрагивает Дух. Ещё это похоже на восприятие маленьких детей, когда память о чём-то плохом быстро ослабевает. Она не исчезает, но теряет свою силу перед настоящим, текущим моментом времени. К нашему Сознанию в Духе нельзя применить понятия "прошлого" и "будущего". Оно уникально своим неизменным состоянием в настоящем моменте. Человеческое сознание может различаться в разные периоды времени, но не Сознание Духа.
Поэтому и говорят, что познавшие себя знают Истину, знают Бога. Сознание Духа, в сущности, это и есть Истина! Однако, Мать иногда говорила о человеческом Духе, как о пустоте, в которой особо и нет никакой ценности. В другой раз, напротив, Шри Матаджи упоминала о Духе, как о самой большой ценности, которая у нас есть. У кого у нас? видимо, у нашей человеческой личности. Человек обладает Духом, а Дух личностью. Конечно, Духом нельзя обладать или управлять, Он совершенно независим. Кстати, именно ощущение независимости очень бросается в глаза при достижении Духа. Оно является самым заметным признаком состояния Духа. На Дух не влияет вообще ничто, даже когда с Его личностью происходит трагедия. Он как был, так и остаётся Самим Собой. Не происходит никаких изменений.
Разница лишь в том, ощущает ли искатель себя Духом. Если "нет" - эго искателя страдает, если "да" - он свободен от происходящего, и даже эго более-менее свободно от переживаний. Это касается и моментов Радости или эйфории. Можно сказать, что Дух - само воплощение нейтральности. Попадая в неприятности, я иногда входил в состояние Духа. Это, как единственное спасение, о котором, впрочем, часто и забывалось, когда случались совсем уж неожиданные экстремальные ситуации. Тем не менее, в тех и других случаях всё разрешалось наилучшим образом. Разница лишь в том, что, когда ты захвачен ситуацией, кажется, что за тебя Кто-то решает проблему, твоё эго при этом переживает дискомфорт в виде каких-то страданий.
А когда ситуация контролируется путём самостоятельной поддержки - быть в Духе, то, будто, собственные силы решают проблему, а ты просто наблюдатель. Тогда болезненных переживаний гораздо меньше или их нет вовсе. Само твоё состояние побеждает ситуацию, тебе лишь остаётся наблюдать, как она разрешается. Даже если ничего не разрешается, быть Духом - это всегда быть "над". Конечно, мы совершенно не видим саму механику, а именно: собственные ли силы, или помогающие нам свыше, действуют. Мы лишь выбираем, в силу своего опыта, в каком именно состоянии встречаем ту или иную ситуацию. Постепенно, когда опыта прибавляется ещё больше, быть в себе, как в Духе, ощущается, как новое "место проживания". Собственно, ты и есть оно, ты теперь знаешь себя, как заново рождённого.
Со временем переживания, когда твою личность застают врасплох, перестают иметь какую-либо ценность или значение. Они просто фиксируются, как очередная данность. Достаточно вспомнить, кем ты являешься на самом деле. Это, как наблюдать за своим героем в компьютерной игре, лёжа на диване, не опасаясь за происходящее на мониторе. Можно ненадолго увлечься, но, рано или поздно, реальность истинного положения дел даст о себе знать. Пока состояние Духа прочно не установится, всё время происходят перепрыгивания туда-сюда. Длиться это может годами. Стабильность наступает, бывает, сама собой, или когда появляется сильное желание покончить с этой нестабильностью, - у всех по-разному.
Утвердившись в Реальности Духа, искатель не находится здесь, как это всегда привычно ощущается любому человеку, или нам, до опыта реализации. Искателям, ставшим Духом, знакомо двоякое ощущение, что ты вроде здесь, и совершенно не здесь, и где именно, - неизвестно. Кажется странным, что ты, почему-то, ещё связан невидимыми нитями с этой личностью, которая лишь один из элементов картины, нарисованной фантазией Бога. И хотя видится всё, как продолжающееся сновидение, почему-то остаётся ещё эта связь с конкретным местом, в котором живёт твоя личность. Эта странность кажется неразрешимой.
Сознание искателя, когда он познал себя Духом, украшено отсутствием желаний, которыми наполнено человеческое эго. Даже нет такого понятия. Однако, в Духе есть нечто, что мы называем "пожеланием". Как и Бог наш всегда желает всему, что Им создано, процветания. А сознательным существам - процветания в свете мудрости. Думается, что в целом, Дух человеческий не должен отличаться от Духа Божественного, но различие, всё же, есть. Оно выражается в том, что мы называем "Дух человеческий" и "Дух Святой". Последнее понятно - речь о Божественном. Получается, что человеческий Дух немного другой. Как видим, он не святой. Значит, с нами что-то должно произойти.
Тогда становятся понятны слова нашей Матери о человеческом Духе, которые звучат противоречиво. Пока наш Дух просто Дух, Он - пустота. Но когда Дух пробуждён, Он - Свет, Он - сияние Божественное, Он - часть Бога. Это, как любые плоды до зрелости своей не являются таковыми. По большому счёту, они имеют лишь название. Шри Матаджи даже намекала про подобное о Боге. Она говорила, что, когда Он в спящем состоянии, можно сказать, что Его нет. Он есть, но отсутствие всякого выражения, в сущности, то же самое, что и полное отсутствие. Пробуждение является рождением, даже для Бога! Скорее всего, это поверхностное разъяснение, мы не сможем в полной степени понять умом Абсолютное...
Итак, когда искатель познал себя, как Дух, когда это для искателя стало его настоящим опытом, он Перевоплотился. Обычное свойство ума таково, что при достижении чего-либо, он сразу задаётся вопросом: а что же дальше? Свойство же Духа - просто быть, существовать, знать Себя, как вечное существование, и даже не просто "здесь и сейчас", а быть тоньше этого. Дух тоньше понятия "настоящего момента времени". Возможно, что личный опыт Духа слишком мал и не отражает ещё следующего этапа, когда Дух становится Деятелем с конкретными намерениями. Для этого или недостаточно опыта, или не сложились необходимые обстоятельства. Например, Бог не вдохнул пока во все свои клетки что-то определённое, идею или желание...
Что ещё напоминает состояние Сознания в Духе? Наше поведение во сне. Просматривается явная схожесть. Возможно, не у всех это именно так, не знаю, но я во сне веду себя слишком податливо. Даже, когда вижу что-то плохое: какое-то насилие или непристойное поведение людей. Чаще просто наблюдаю и сожалею. Но бывает, что гораздо реже, могу дать отпор или напасть. Немного разобравшись в этом, понял, что во сне я каким-то образом действую только тогда, когда надо действовать, в других же случаях я принимаю выбор других и не вмешиваюсь. Видя, что кто-то совершает дурное, мне неприятно, обидно за других, но всё равно почему-то не вмешиваюсь. Такое же восприятие, которое появилось, как новый стиль поведения во сне, было обнаружено и в состоянии Духа.
То есть, днём, будучи в бодрствующем состоянии, но в Духе, поведение становится аналогичным. При этом, как такового анализа, или осмысления происходящего, особо и нет, точно, как во сне. Просыпаясь, ты не можешь объяснить, почему во сне ты ведёшь себя немного не так, как это могло быть наяву. Это подтверждает нашу давнишнюю догадку, что в своих снах мы более настоящие, более близкие к своей Духовной Сущности. Возможно, во сне наше эго менее активно. Оно не доминирует, и это сказывается на стиле поведения. Конечно, далеко не все люди ведут себя в своих снах также. Если эго доминирует, то даже во сне человек не свободен от него. Речь идёт только об искателях, приблизившихся к своей реализации.
Впрочем, наяву мы ведь много работаем над своим эго, которое становится всё мягче. Наверняка это отражается на поведении во сне, но не только. С изменениями в сознании наяву, в снах изменилось и положение. Я забыл уже, как давно испытывал во сне насилие в отношении себя, или чувство страха. То же самое, в свою очередь, произошло и наяву. Даже в ситуациях, когда сам что-то сделаешь не так, бывает, просто случайно, ничего не произойдёт с тобой. Не раз удивлялся, как это здорово срабатывает. Получается, что, медитируя, мы привносим положительные изменения на все уровни собственного сознания, даже на те, которые неизвестны нашему разуму. Такие уровни, или некие дальние закутки, точно должны быть. Мы не всё знаем о своём сознании. Даже достигнув Духа, не всё сразу раскрывается. Вначале мы осваиваем сам Дух, каково Им быть.
Что происходит с нами, когда мы касаемся вниманием проблем общества, конкретных ли, или в целом? Мы даём оценку, соотносим с высшими Законами, выражаем мнение, чаще муссируем с полным раскладыванием всех деталей по полочкам. Это больше похоже на пищу для ума. В сознании, освещённом Духом, такого не происходит. Видеть в Духе, - больше похоже на осознание ситуации или знание ответа на какую-либо проблему в виде поверхностного воспоминания подходящего потенциала, в котором содержатся соответствующие: реакция, мнение, верное измышление, верная оценка и всё остальное, что должно быть, когда человек выражает и разворачивает своё отношение по какому-то поводу.
Такое лёгкое касание внутреннего архива с потенциалом на практике чаще выглядит, как просто молчание. Одухотворённый человек не питается такой ментальной пищей. Достаточно чуть припомнить потенциал, который где-то хранится в архиве памяти. Ведь чаще, мы обсуждаем одно и то же, как будто мы на привязи у одних и тех же проблем и мыслей. И то, чаще дело вообще может и не дойти до воспоминания потенциального. Ведь для просветлённого Сознания ничего этого не происходит. Может быть ум и рад бы был развернуться в изложении, но как быть, когда дело чаще касается того, чего нет в Реальности и ум уже под контролем. Иллюзия тоже не затрагивает Дух, как и всё вообще, всякое взаимодействие, как таковое, прекращено. Ничего не может коснуться Духа. Он лишь отражает Мир. Другое, лично мне, пока незнакомо.
Взаимодействие подразумевает соприкосновение, проникновение любого уровня. Неизменность Духа - это та самая Истинная неизменность, которая становится известна искателю, как эволюционное Перевоплощение Себя в Истину. Поэтому внимание просветлённых так ценно для этого Мира. Их желание соприкоснуться с Миром подобно благословению Бога, Который обратил Свой взор на что-то невечное. Конечно, сами просветлённые люди совершенно не ощущают ни своей святости, ни какой-то значимости, ничего такого. Напротив, это очень простые Существа, Которые подобны естеству природы, Они просто есть, просто существуют. Во всяком случае, именно такое появляется самоощущение.
Когда долго поддерживается самоосознание, как Духовная Сущность, вообще всё, что видимо глазами, ощущаемо чувствами, перестаёт иметь продолжение в виде оценок и определений. Объекты вокруг видятся, как инородная Природа, как более грубое измерение. Искатель ощущает, что он намного тоньше видимого Мира и всех Его, даже тонких, проявлений. Мысли, чувства или эмоции становятся камнями, с которыми Духовное Сознание не сравнится. Дух каждое мгновение чист, но через Его личность на Нём пытаются отразиться изображения и всевозможные сцены внешнего Мира. Это точно так же, как изображение видимого Мира от глазного хрусталика передаётся в мозг, и мы видим Мир. То же самое со звуком и тактильными ощущениями. В зависимости от того, что мы видим, слышим и ощущаем, наш мозг и эго реагируют.
Но вот, ощущая себя Духом, такого не происходит, Дух очень устойчив к реакции. Помимо качества простого созерцания, Дух пребывает в самоощущении, очень похожем на наслаждение. Оно может ощущаться и личностью, когда она в балансе. Сознание в Духе часто даже не сознание, а его отсутствие. Но, в сущности, это мы и есть, мы будто самопереливающиеся приятные течения блаженства. Во всяком случае, таков личный опыт. При постижении Духа, мы узнаём, какие мы на самом деле. Если личность максимально отражает, или выражает, Дух, человек начинает излучать некие токи. Собственно, поэтому мы и совершенствуем наши личности. Когда личность грубая, неразвитая, Дух не может проявить Себя, как Существование. В очень грубой личности Дух может совсем уснуть. Такой человек подобен животному с человеческим телом. И таких людей очень много вокруг.
Большая удача, если Дух обладает достойной личностью. Для Духа это радость, для Души - спасение. Деятельность тех последователей своих духовных Учителей, которые не выражают чистоту Духа, а всячески навязывают себя, свою личность другим, забирают внимание других искателей, подобны разрушителям. Их личности вряд ли будут приняты их Духом. Когда Мать говорила нам, что первыми судьями своей личности будем мы сами, говорилось о Духе. Иначе, как эго осудит само себя, оно себя чаще возвышает и всегда оправдывает. Дух же непредвзято видит личность. Если она не подходит, Дух предпочтёт остаться в одиночестве. И как бы искателю ни хотелось спасти свою личность, в Духе он Дух, который подобен Богу. Зачем Богу личность, не отражающая Его?
Невероятное исключение, это когда Инкарнация выбирает своё сопровождение на время земной жизни из человеческих существ. Эти самые счастливые люди, которым выпала очень редкая возможность спастись и шанс стать Истиной. Всего лишь двенадцать - у Христа, и сотни тысяч у Шри Матаджи. Насколько мне известно, большинство учеников Христа не достигли просветления. Без сомнений, они были преданы, максимально исполнили наказ своего Учителя, но сами не очень преуспели в преодолении своего эго. В любом случае, все они очень смелые люди, которые испытали тяжкие страдания. Надеюсь, что все они родились сейчас и все получили реализацию. Большинство из сегодняшних последователей Шри Матаджи также ещё не достигли себя. Все мы стараемся по мере собственных сил. И, всё же, каково быть Духом - нам известно.
У сегодняшних искателей, получивших опыт реализации, условия настолько лучше, что перепрыгнув в Дух, пусть и не сразу, а много раз потеряв это состояние, они перестают замечать, какое великое Преобразование произошло с ними. Состояние Духа может стать обычным делом. Так, в общем-то, и должно быть. Постепенно мы всё дальше и дальше отдаляемся от привычного восприятия Мира и себя, хотя часто кажется, что особо ничего не изменилось. Мы забываем, какими были до опыта реализации. А ведь людям вокруг даже примерно не знакомо состояние Духа. Мы должны понимать и учитывать это. Все, кто выбрал Путь самореализации, это очень редкие люди!
Несомненно, что спасение людей - в Духе, в познании себя Духом, как тонкой невидимой Сущностью. В чём же это спасение? Просто Дух ничего не просит, не заставляет куда-то всё время бежать, не просит исполнять бесконечные желания, Он всегда удовлетворён, Он не испытывает неполноценность, Он - само удовлетворение, само сострадание, Он - нечто прекрасное. Пробуждённый Дух - сам Бог. Если Природа Духа вырывается наружу, человек превращается в Существо Духовное. Всё, что Он делает - от Духа. Более того, вибрации Духа укрывают все оставшиеся недостатки личности и эго искателя. Что бы ни совершила личность, освободившийся Дух обратит результат во что-то хорошее. И всё это лишь начало чего-то грандиозного, о чём сегодня мы не догадываемся, но ощущаем, как Великое Неизвестное.
Душа человеческая спасена, когда Она столь же проста, как Дух, поддерживающий Её. Простота лежит в основе нашего Существа. Что построил человеческий ум? Бесконечные схемы, тысячи правил и противоречащих друг другу законов, в которых не разберёшься. И всё это только усложняется и усложняется. Потом вам говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Они познают это правило на себе, когда незнание человеческого предназначения определит их мрачное будущее. Дух очень прост, Законы Его просты, стиль Его восприятия очень прост. Сознание человека, когда он в Духе, подобно чистому взгляду ребёнка. Можно сказать, что такое Сознание полностью опирается на некую Силу, Которая создала всё вокруг и заботится о каждом, заботится обо всём Мироздании.
Преодолев своё эго, искатель обретает, или входит в область Духовного Сознания, в Котором совершенно нет этих нагромождений, придуманных умом. Нет никакой необходимости всё время думать, переживать или опасаться всего подряд. Да, случаются тяжёлые дни и ночи, когда ощущается непонятная тревога или какая-то тяжесть в сознании, не без этого. Это подобно пасмурной погоде, в которой тоже есть своя красота. В любом случае, всё преходящее, каким бы оно ни было, теряет свою силу, когда искатель в Духе. Иногда не понимаешь, зачем вообще нам было дано это эго, от которого мы всё равно избавляемся. Чего-то мы не знаем. На ментальном уровне всегда появляются эти вопросы, а в Духе их совершенно нет, ни одного.
Иногда отсутствие полных Знаний обо всём, а они точно есть, хочется приравнять к Самсаре и освободиться. Во всяком случае, пока не появится способность получать абсолютно все ответы. В Духе совсем не хочется Знать всё и вся. В Нём, как будто, ты уже всё видел, всё узнал и удивить тебя, или заинтересовать, больше нечем. Дух не видит ничего ценного в знаниях различной направленности. Ни в исторических, ни в знаниях физики, биологии и всего подобного. Он рад очень простым вещам, особенно проявлению Любви. И ведь Мать всячески нас уводила от накопления знаний: о планетах и звездах, о разнообразии иноземной жизни, о действительной истории человеческой цивилизации и так далее.
Мы не получили Знаний о материи, в том смысле, чтобы могли разрешить проблему дешёвой энергетики или проблему чистой воды, голода в неразвитых странах... Мать это обходила стороной и рассказывала только о тех исторических фактах, которые касаются наших чакр, нашего энергетического Тонкого Тела. Мы много Знаем о тех Инкарнациях, Которые приходили до Шри Матаджи ради того, чтобы люди сегодня могли получить опыт реализации. Также Мать дала нам много Знаний о Творении, как мы появились, и как устроены на Тонком Уровне, из каких аспектов мы состоим и что они означают. Чистых Знаний об этом у нас до этого не было. Мать дала эти необходимые Знания, которые нужны для свершения, для Становления Духом. Всё остальное может подождать, оно не столь важно.
Главной целью было и остаётся то, чтобы мы сегодня впрыгнули в самих себя, оторвались от своей временной оболочки, от своего эго, которое дурачит само себя, укрывая нашу собственную Духовную Суть. Большинство людей, как и мы ранее, думают, что являются этой человеческой личностью. Что Сознание прекращается со смертью тела. Но это не так, Сознание вечно, по определению, Оно не может умереть. Теперь мы знаем, насколько примитивно Сознание, когда Оно преломляется через эго. И как Оно преобразуется, когда эго не мешает, уступая место Духу. Поистине, Знать себя, как Дух - это уже пробудиться от сна, сплошь заполненного проявлениями эго, своего и других. К сожалению, это состояние неизвестно людям вокруг. Мы живём среди спящих людей, какими бы яркими они, или их дела, ни казались.
Человек, ставший Духом, не попадается на такую иллюзию, как хорошее настроение. Дух знает это явление, как преходящее, которое временно. При этом, искатель может быть всегда в хорошем настроении. Это настроение Духа, а не эго. Приятные переживания эго всегда вторичны относительно Духа. Поэтому, лучше быть в Духе, поскольку это - неугасающая Радость. Люди, следующие настроению эго, несчастны, и постоянно испытывают разочарование. Такая жизнь - бесконечная гонка за приятными впечатлениями, сменяющаяся неизбежными потерями всего, что временно. Дух же стабилен в Своей неизменности.
В Духе нет ничего иллюзорного, нет невечного, нет преходящего. Он - сама Реальность. Это значит, что, Став Собою, всё ненастоящее пропадает из Сознания. Лишь слабые следы пройденного Пути, со всеми поворотами, ухабами и ямами. Следы эти быстро, или не очень, но стираются. Сознание в Духе способно освободить Себя от любых пережитых впечатлений, от пережитых событий, как таковых. В Духе совершенно не хочется поддерживать ментальную активность, не хочется питаться пустым произношением слов. Это тихая, как будто дышащая, Живая Чистота, схожая с пространством. Дух подобен Живому Пространству, пронизанному Чистым Сознанием. В сущности, Дух и Сознание - одно и то же...
Наше сознание, которое мы знаем с детства, очень обусловлено нашим эго. Мы толком и не знаем, каково оно без лишних примесей. Впервые я ощутил, что сознание, или осознание, совсем другое. Это произошло, когда удалось перепрыгнуть в себя, как в Дух. Наверняка все, кому знакомо состояние Духа, знают, что на самом деле, наше сознание подобно нежному существу. Оно не обусловлено никакими правилами, никакими ограничениями. Оно не отягощено даже самоопределениями, что оно такое-то и находится там-то. Сознание в состоянии Духа можно назвать девственным.
Несмотря на то, что любой человек, прошедший свой Путь к духовному освобождению, имеет огромный опыт, огромный багаж памяти, содержащей не только хорошее, но и массу негативных, болезненных и трагичных переживаний, Сознание в Духе воспринимает это, как некую данность, не имеющую оценки с присущей эго реакцией. Данность, которая совершенно не затрагивает Дух. Ещё это похоже на восприятие маленьких детей, когда память о чём-то плохом быстро ослабевает. Она не исчезает, но теряет свою силу перед настоящим, текущим моментом времени. К нашему Сознанию в Духе нельзя применить понятия "прошлого" и "будущего". Оно уникально своим неизменным состоянием в настоящем моменте. Человеческое сознание может различаться в разные периоды времени, но не Сознание Духа.
Поэтому и говорят, что познавшие себя знают Истину, знают Бога. Сознание Духа, в сущности, это и есть Истина! Однако, Мать иногда говорила о человеческом Духе, как о пустоте, в которой особо и нет никакой ценности. В другой раз, напротив, Шри Матаджи упоминала о Духе, как о самой большой ценности, которая у нас есть. У кого у нас? видимо, у нашей человеческой личности. Человек обладает Духом, а Дух личностью. Конечно, Духом нельзя обладать или управлять, Он совершенно независим. Кстати, именно ощущение независимости очень бросается в глаза при достижении Духа. Оно является самым заметным признаком состояния Духа. На Дух не влияет вообще ничто, даже когда с Его личностью происходит трагедия. Он как был, так и остаётся Самим Собой. Не происходит никаких изменений.
Разница лишь в том, ощущает ли искатель себя Духом. Если "нет" - эго искателя страдает, если "да" - он свободен от происходящего, и даже эго более-менее свободно от переживаний. Это касается и моментов Радости или эйфории. Можно сказать, что Дух - само воплощение нейтральности. Попадая в неприятности, я иногда входил в состояние Духа. Это, как единственное спасение, о котором, впрочем, часто и забывалось, когда случались совсем уж неожиданные экстремальные ситуации. Тем не менее, в тех и других случаях всё разрешалось наилучшим образом. Разница лишь в том, что, когда ты захвачен ситуацией, кажется, что за тебя Кто-то решает проблему, твоё эго при этом переживает дискомфорт в виде каких-то страданий.
А когда ситуация контролируется путём самостоятельной поддержки - быть в Духе, то, будто, собственные силы решают проблему, а ты просто наблюдатель. Тогда болезненных переживаний гораздо меньше или их нет вовсе. Само твоё состояние побеждает ситуацию, тебе лишь остаётся наблюдать, как она разрешается. Даже если ничего не разрешается, быть Духом - это всегда быть "над". Конечно, мы совершенно не видим саму механику, а именно: собственные ли силы, или помогающие нам свыше, действуют. Мы лишь выбираем, в силу своего опыта, в каком именно состоянии встречаем ту или иную ситуацию. Постепенно, когда опыта прибавляется ещё больше, быть в себе, как в Духе, ощущается, как новое "место проживания". Собственно, ты и есть оно, ты теперь знаешь себя, как заново рождённого.
Со временем переживания, когда твою личность застают врасплох, перестают иметь какую-либо ценность или значение. Они просто фиксируются, как очередная данность. Достаточно вспомнить, кем ты являешься на самом деле. Это, как наблюдать за своим героем в компьютерной игре, лёжа на диване, не опасаясь за происходящее на мониторе. Можно ненадолго увлечься, но, рано или поздно, реальность истинного положения дел даст о себе знать. Пока состояние Духа прочно не установится, всё время происходят перепрыгивания туда-сюда. Длиться это может годами. Стабильность наступает, бывает, сама собой, или когда появляется сильное желание покончить с этой нестабильностью, - у всех по-разному.
Утвердившись в Реальности Духа, искатель не находится здесь, как это всегда привычно ощущается любому человеку, или нам, до опыта реализации. Искателям, ставшим Духом, знакомо двоякое ощущение, что ты вроде здесь, и совершенно не здесь, и где именно, - неизвестно. Кажется странным, что ты, почему-то, ещё связан невидимыми нитями с этой личностью, которая лишь один из элементов картины, нарисованной фантазией Бога. И хотя видится всё, как продолжающееся сновидение, почему-то остаётся ещё эта связь с конкретным местом, в котором живёт твоя личность. Эта странность кажется неразрешимой.
Сознание искателя, когда он познал себя Духом, украшено отсутствием желаний, которыми наполнено человеческое эго. Даже нет такого понятия. Однако, в Духе есть нечто, что мы называем "пожеланием". Как и Бог наш всегда желает всему, что Им создано, процветания. А сознательным существам - процветания в свете мудрости. Думается, что в целом, Дух человеческий не должен отличаться от Духа Божественного, но различие, всё же, есть. Оно выражается в том, что мы называем "Дух человеческий" и "Дух Святой". Последнее понятно - речь о Божественном. Получается, что человеческий Дух немного другой. Как видим, он не святой. Значит, с нами что-то должно произойти.
Тогда становятся понятны слова нашей Матери о человеческом Духе, которые звучат противоречиво. Пока наш Дух просто Дух, Он - пустота. Но когда Дух пробуждён, Он - Свет, Он - сияние Божественное, Он - часть Бога. Это, как любые плоды до зрелости своей не являются таковыми. По большому счёту, они имеют лишь название. Шри Матаджи даже намекала про подобное о Боге. Она говорила, что, когда Он в спящем состоянии, можно сказать, что Его нет. Он есть, но отсутствие всякого выражения, в сущности, то же самое, что и полное отсутствие. Пробуждение является рождением, даже для Бога! Скорее всего, это поверхностное разъяснение, мы не сможем в полной степени понять умом Абсолютное...
Итак, когда искатель познал себя, как Дух, когда это для искателя стало его настоящим опытом, он Перевоплотился. Обычное свойство ума таково, что при достижении чего-либо, он сразу задаётся вопросом: а что же дальше? Свойство же Духа - просто быть, существовать, знать Себя, как вечное существование, и даже не просто "здесь и сейчас", а быть тоньше этого. Дух тоньше понятия "настоящего момента времени". Возможно, что личный опыт Духа слишком мал и не отражает ещё следующего этапа, когда Дух становится Деятелем с конкретными намерениями. Для этого или недостаточно опыта, или не сложились необходимые обстоятельства. Например, Бог не вдохнул пока во все свои клетки что-то определённое, идею или желание...
Что ещё напоминает состояние Сознания в Духе? Наше поведение во сне. Просматривается явная схожесть. Возможно, не у всех это именно так, не знаю, но я во сне веду себя слишком податливо. Даже, когда вижу что-то плохое: какое-то насилие или непристойное поведение людей. Чаще просто наблюдаю и сожалею. Но бывает, что гораздо реже, могу дать отпор или напасть. Немного разобравшись в этом, понял, что во сне я каким-то образом действую только тогда, когда надо действовать, в других же случаях я принимаю выбор других и не вмешиваюсь. Видя, что кто-то совершает дурное, мне неприятно, обидно за других, но всё равно почему-то не вмешиваюсь. Такое же восприятие, которое появилось, как новый стиль поведения во сне, было обнаружено и в состоянии Духа.
То есть, днём, будучи в бодрствующем состоянии, но в Духе, поведение становится аналогичным. При этом, как такового анализа, или осмысления происходящего, особо и нет, точно, как во сне. Просыпаясь, ты не можешь объяснить, почему во сне ты ведёшь себя немного не так, как это могло быть наяву. Это подтверждает нашу давнишнюю догадку, что в своих снах мы более настоящие, более близкие к своей Духовной Сущности. Возможно, во сне наше эго менее активно. Оно не доминирует, и это сказывается на стиле поведения. Конечно, далеко не все люди ведут себя в своих снах также. Если эго доминирует, то даже во сне человек не свободен от него. Речь идёт только об искателях, приблизившихся к своей реализации.
Впрочем, наяву мы ведь много работаем над своим эго, которое становится всё мягче. Наверняка это отражается на поведении во сне, но не только. С изменениями в сознании наяву, в снах изменилось и положение. Я забыл уже, как давно испытывал во сне насилие в отношении себя, или чувство страха. То же самое, в свою очередь, произошло и наяву. Даже в ситуациях, когда сам что-то сделаешь не так, бывает, просто случайно, ничего не произойдёт с тобой. Не раз удивлялся, как это здорово срабатывает. Получается, что, медитируя, мы привносим положительные изменения на все уровни собственного сознания, даже на те, которые неизвестны нашему разуму. Такие уровни, или некие дальние закутки, точно должны быть. Мы не всё знаем о своём сознании. Даже достигнув Духа, не всё сразу раскрывается. Вначале мы осваиваем сам Дух, каково Им быть.
Что происходит с нами, когда мы касаемся вниманием проблем общества, конкретных ли, или в целом? Мы даём оценку, соотносим с высшими Законами, выражаем мнение, чаще муссируем с полным раскладыванием всех деталей по полочкам. Это больше похоже на пищу для ума. В сознании, освещённом Духом, такого не происходит. Видеть в Духе, - больше похоже на осознание ситуации или знание ответа на какую-либо проблему в виде поверхностного воспоминания подходящего потенциала, в котором содержатся соответствующие: реакция, мнение, верное измышление, верная оценка и всё остальное, что должно быть, когда человек выражает и разворачивает своё отношение по какому-то поводу.
Такое лёгкое касание внутреннего архива с потенциалом на практике чаще выглядит, как просто молчание. Одухотворённый человек не питается такой ментальной пищей. Достаточно чуть припомнить потенциал, который где-то хранится в архиве памяти. Ведь чаще, мы обсуждаем одно и то же, как будто мы на привязи у одних и тех же проблем и мыслей. И то, чаще дело вообще может и не дойти до воспоминания потенциального. Ведь для просветлённого Сознания ничего этого не происходит. Может быть ум и рад бы был развернуться в изложении, но как быть, когда дело чаще касается того, чего нет в Реальности и ум уже под контролем. Иллюзия тоже не затрагивает Дух, как и всё вообще, всякое взаимодействие, как таковое, прекращено. Ничего не может коснуться Духа. Он лишь отражает Мир. Другое, лично мне, пока незнакомо.
Взаимодействие подразумевает соприкосновение, проникновение любого уровня. Неизменность Духа - это та самая Истинная неизменность, которая становится известна искателю, как эволюционное Перевоплощение Себя в Истину. Поэтому внимание просветлённых так ценно для этого Мира. Их желание соприкоснуться с Миром подобно благословению Бога, Который обратил Свой взор на что-то невечное. Конечно, сами просветлённые люди совершенно не ощущают ни своей святости, ни какой-то значимости, ничего такого. Напротив, это очень простые Существа, Которые подобны естеству природы, Они просто есть, просто существуют. Во всяком случае, именно такое появляется самоощущение.
Когда долго поддерживается самоосознание, как Духовная Сущность, вообще всё, что видимо глазами, ощущаемо чувствами, перестаёт иметь продолжение в виде оценок и определений. Объекты вокруг видятся, как инородная Природа, как более грубое измерение. Искатель ощущает, что он намного тоньше видимого Мира и всех Его, даже тонких, проявлений. Мысли, чувства или эмоции становятся камнями, с которыми Духовное Сознание не сравнится. Дух каждое мгновение чист, но через Его личность на Нём пытаются отразиться изображения и всевозможные сцены внешнего Мира. Это точно так же, как изображение видимого Мира от глазного хрусталика передаётся в мозг, и мы видим Мир. То же самое со звуком и тактильными ощущениями. В зависимости от того, что мы видим, слышим и ощущаем, наш мозг и эго реагируют.
Но вот, ощущая себя Духом, такого не происходит, Дух очень устойчив к реакции. Помимо качества простого созерцания, Дух пребывает в самоощущении, очень похожем на наслаждение. Оно может ощущаться и личностью, когда она в балансе. Сознание в Духе часто даже не сознание, а его отсутствие. Но, в сущности, это мы и есть, мы будто самопереливающиеся приятные течения блаженства. Во всяком случае, таков личный опыт. При постижении Духа, мы узнаём, какие мы на самом деле. Если личность максимально отражает, или выражает, Дух, человек начинает излучать некие токи. Собственно, поэтому мы и совершенствуем наши личности. Когда личность грубая, неразвитая, Дух не может проявить Себя, как Существование. В очень грубой личности Дух может совсем уснуть. Такой человек подобен животному с человеческим телом. И таких людей очень много вокруг.
Большая удача, если Дух обладает достойной личностью. Для Духа это радость, для Души - спасение. Деятельность тех последователей своих духовных Учителей, которые не выражают чистоту Духа, а всячески навязывают себя, свою личность другим, забирают внимание других искателей, подобны разрушителям. Их личности вряд ли будут приняты их Духом. Когда Мать говорила нам, что первыми судьями своей личности будем мы сами, говорилось о Духе. Иначе, как эго осудит само себя, оно себя чаще возвышает и всегда оправдывает. Дух же непредвзято видит личность. Если она не подходит, Дух предпочтёт остаться в одиночестве. И как бы искателю ни хотелось спасти свою личность, в Духе он Дух, который подобен Богу. Зачем Богу личность, не отражающая Его?
Невероятное исключение, это когда Инкарнация выбирает своё сопровождение на время земной жизни из человеческих существ. Эти самые счастливые люди, которым выпала очень редкая возможность спастись и шанс стать Истиной. Всего лишь двенадцать - у Христа, и сотни тысяч у Шри Матаджи. Насколько мне известно, большинство учеников Христа не достигли просветления. Без сомнений, они были преданы, максимально исполнили наказ своего Учителя, но сами не очень преуспели в преодолении своего эго. В любом случае, все они очень смелые люди, которые испытали тяжкие страдания. Надеюсь, что все они родились сейчас и все получили реализацию. Большинство из сегодняшних последователей Шри Матаджи также ещё не достигли себя. Все мы стараемся по мере собственных сил. И, всё же, каково быть Духом - нам известно.
У сегодняшних искателей, получивших опыт реализации, условия настолько лучше, что перепрыгнув в Дух, пусть и не сразу, а много раз потеряв это состояние, они перестают замечать, какое великое Преобразование произошло с ними. Состояние Духа может стать обычным делом. Так, в общем-то, и должно быть. Постепенно мы всё дальше и дальше отдаляемся от привычного восприятия Мира и себя, хотя часто кажется, что особо ничего не изменилось. Мы забываем, какими были до опыта реализации. А ведь людям вокруг даже примерно не знакомо состояние Духа. Мы должны понимать и учитывать это. Все, кто выбрал Путь самореализации, это очень редкие люди!
Несомненно, что спасение людей - в Духе, в познании себя Духом, как тонкой невидимой Сущностью. В чём же это спасение? Просто Дух ничего не просит, не заставляет куда-то всё время бежать, не просит исполнять бесконечные желания, Он всегда удовлетворён, Он не испытывает неполноценность, Он - само удовлетворение, само сострадание, Он - нечто прекрасное. Пробуждённый Дух - сам Бог. Если Природа Духа вырывается наружу, человек превращается в Существо Духовное. Всё, что Он делает - от Духа. Более того, вибрации Духа укрывают все оставшиеся недостатки личности и эго искателя. Что бы ни совершила личность, освободившийся Дух обратит результат во что-то хорошее. И всё это лишь начало чего-то грандиозного, о чём сегодня мы не догадываемся, но ощущаем, как Великое Неизвестное.
Душа человеческая спасена, когда Она столь же проста, как Дух, поддерживающий Её. Простота лежит в основе нашего Существа. Что построил человеческий ум? Бесконечные схемы, тысячи правил и противоречащих друг другу законов, в которых не разберёшься. И всё это только усложняется и усложняется. Потом вам говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Они познают это правило на себе, когда незнание человеческого предназначения определит их мрачное будущее. Дух очень прост, Законы Его просты, стиль Его восприятия очень прост. Сознание человека, когда он в Духе, подобно чистому взгляду ребёнка. Можно сказать, что такое Сознание полностью опирается на некую Силу, Которая создала всё вокруг и заботится о каждом, заботится обо всём Мироздании.
Преодолев своё эго, искатель обретает, или входит в область Духовного Сознания, в Котором совершенно нет этих нагромождений, придуманных умом. Нет никакой необходимости всё время думать, переживать или опасаться всего подряд. Да, случаются тяжёлые дни и ночи, когда ощущается непонятная тревога или какая-то тяжесть в сознании, не без этого. Это подобно пасмурной погоде, в которой тоже есть своя красота. В любом случае, всё преходящее, каким бы оно ни было, теряет свою силу, когда искатель в Духе. Иногда не понимаешь, зачем вообще нам было дано это эго, от которого мы всё равно избавляемся. Чего-то мы не знаем. На ментальном уровне всегда появляются эти вопросы, а в Духе их совершенно нет, ни одного.
Иногда отсутствие полных Знаний обо всём, а они точно есть, хочется приравнять к Самсаре и освободиться. Во всяком случае, пока не появится способность получать абсолютно все ответы. В Духе совсем не хочется Знать всё и вся. В Нём, как будто, ты уже всё видел, всё узнал и удивить тебя, или заинтересовать, больше нечем. Дух не видит ничего ценного в знаниях различной направленности. Ни в исторических, ни в знаниях физики, биологии и всего подобного. Он рад очень простым вещам, особенно проявлению Любви. И ведь Мать всячески нас уводила от накопления знаний: о планетах и звездах, о разнообразии иноземной жизни, о действительной истории человеческой цивилизации и так далее.
Мы не получили Знаний о материи, в том смысле, чтобы могли разрешить проблему дешёвой энергетики или проблему чистой воды, голода в неразвитых странах... Мать это обходила стороной и рассказывала только о тех исторических фактах, которые касаются наших чакр, нашего энергетического Тонкого Тела. Мы много Знаем о тех Инкарнациях, Которые приходили до Шри Матаджи ради того, чтобы люди сегодня могли получить опыт реализации. Также Мать дала нам много Знаний о Творении, как мы появились, и как устроены на Тонком Уровне, из каких аспектов мы состоим и что они означают. Чистых Знаний об этом у нас до этого не было. Мать дала эти необходимые Знания, которые нужны для свершения, для Становления Духом. Всё остальное может подождать, оно не столь важно.
Главной целью было и остаётся то, чтобы мы сегодня впрыгнули в самих себя, оторвались от своей временной оболочки, от своего эго, которое дурачит само себя, укрывая нашу собственную Духовную Суть. Большинство людей, как и мы ранее, думают, что являются этой человеческой личностью. Что Сознание прекращается со смертью тела. Но это не так, Сознание вечно, по определению, Оно не может умереть. Теперь мы знаем, насколько примитивно Сознание, когда Оно преломляется через эго. И как Оно преобразуется, когда эго не мешает, уступая место Духу. Поистине, Знать себя, как Дух - это уже пробудиться от сна, сплошь заполненного проявлениями эго, своего и других. К сожалению, это состояние неизвестно людям вокруг. Мы живём среди спящих людей, какими бы яркими они, или их дела, ни казались.
Человек, ставший Духом, не попадается на такую иллюзию, как хорошее настроение. Дух знает это явление, как преходящее, которое временно. При этом, искатель может быть всегда в хорошем настроении. Это настроение Духа, а не эго. Приятные переживания эго всегда вторичны относительно Духа. Поэтому, лучше быть в Духе, поскольку это - неугасающая Радость. Люди, следующие настроению эго, несчастны, и постоянно испытывают разочарование. Такая жизнь - бесконечная гонка за приятными впечатлениями, сменяющаяся неизбежными потерями всего, что временно. Дух же стабилен в Своей неизменности.
В Духе нет ничего иллюзорного, нет невечного, нет преходящего. Он - сама Реальность. Это значит, что, Став Собою, всё ненастоящее пропадает из Сознания. Лишь слабые следы пройденного Пути, со всеми поворотами, ухабами и ямами. Следы эти быстро, или не очень, но стираются. Сознание в Духе способно освободить Себя от любых пережитых впечатлений, от пережитых событий, как таковых. В Духе совершенно не хочется поддерживать ментальную активность, не хочется питаться пустым произношением слов. Это тихая, как будто дышащая, Живая Чистота, схожая с пространством. Дух подобен Живому Пространству, пронизанному Чистым Сознанием. В сущности, Дух и Сознание - одно и то же...